✔ На заседании Постоянной комиссии по безопасности дорожного движения при Совете министров Беларуси обсудили проблему качества подготовки водителей в автошколах.
В 2024 году около 71 тыс. человек пытались получить водительские права. По данным главы ГАИ МВД Виктора Ротченкова, лишь 58% кандидатов успешно сдали теорию с первой попытки, а практический экзамен преодолели только 35%. Эти показатели свидетельствуют о недостаточном уровне подготовки.
Для повышения качества обучения МВД предлагает установить четкие критерии, при несоблюдении которых автошколы могут лишиться сертификата соответствия. Также обсуждается модернизация Единых программ подготовки: увеличение часов практического вождения с 50 до 70 и внедрение интерактивных тренажеров для обучения.
Вице-премьер Анатолий Сивак поручил профильным ведомствам разработать конкретные меры к третьему кварталу 2025 года.
Анализ ситуации
Упоминание о третьем квартале 2025 года для предоставления комплекса мер выглядит реалистично, так как это типичный срок для разработки нормативных актов в государственных структурах. Однако конкретных документов или постановлений, подтверждающих эти планы, в открытых источниках пока нет.
Предложение касается введения перечня условий для приостановки или отмены сертификатов автошкол и пересмотра программ обучения, включая увеличение часов практики (с 50 до 70) и использование тренажеров. Другие источники пока не содержат конкретных данных о таких изменениях в Беларуси на 2025 год, но подобные реформы обсуждались ранее в России и других странах, что делает инициативу правдоподобной.
Возможно ли подорожание услуг?
- Увеличение часов практического вождения с 50 до 70 потребует дополнительных затрат на топливо, обслуживание автомобилей и оплату труда инструкторов. Например, в России после реформы 2014 года, когда часы теории и практики были увеличены, стоимость обучения выросла на 20–50% в зависимости от региона.
- Внедрение интерактивных тренажеров также связано с высокими затратами на их закупку, установку и обслуживание. В Белорусских реалиях дополнительные требования могут поднять цены в среднем на 10–30%.
Стоит ли поторопиться с записью на курсы вождения?
- Если изменения в программах будут утверждены к третьему кварталу 2025 года, новые требования, вероятно, вступят в силу не ранее конца 2025 года или начала 2026 года. Это дает потенциальным курсантам около 6–12 месяцев, чтобы пройти обучение по текущим ценам и программам.
- Записаться в автошколу сейчас имеет смысл, если вы хотите избежать возможного роста цен и более строгих требований. Например, автошкола Пилот-М фиксирует стоимость на момент записи, что защищает от повышения цен в процессе обучения.
- С другой стороны, если вы не торопитесь, можно подождать до появления официальных документов, чтобы оценить, насколько изменения повлияют на качество обучения. Некоторые автошколы (включая и нашу!) уже предлагают современные программы с тренажерами, что может сделать обучение более эффективным даже без реформы.